Контроль качества скорой медицинской помощи

Скорая медицинская помощь - система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения. В нашей стране оказание этого вида медицинской помощи осуществляется станциями скорой медицинской помощи или отделениями при больницах в городах и в сельской местности. Станции скорой медицинской помощи организуются в городах, районных центрах с населением свыше 50 тыс., являются самостоятельными лечебно-профилактическими учреждениями или входят в состав городских больниц скорой медицинской помощи на правах структурного подразделения.

В городах с меньшей численностью населения имеются отделения скорой медицинской помощи при городских, центральных районных и других больницах. В отдаленных и труднодоступных районах Скорой медицинской помощи оказывается также в ряде случаев силами отделений экстренной и плановой консультативной медпомощи областных (краевых) больниц.

Система организации Скорой медицинской помощи строится по единой схеме с учетом особенностей данного населенного пункта (географическое положение, плотность, возрастной состав и заболеваемость населения, мощность, уровень специализации и дислокации лечебно-профилактических учреждений, состояние транспортных магистралей, средств).

В крупных юродах и районных центрах в составе станции скорой медицинской помощи организуются подстанции с расчетом 15-минутной транспортной доступности. Зоны деятельности подстанций устанавливаются местными органами здравоохранения. Станции и отделения скорой медицинской помощи направляют медперсонал для оказания экстренной помощи при травмах, отравлениях, угрожающих жизни внезапных заболеваниях, родах вне специализированных отделений и учреждений. Медперсонал Скорой медицинской помощи осуществляет перевозку в лечебных учреждения больных (за исключением инфекционных) и пострадавших по заявкам врачей и администрации лечебно-профессиональных учреждений (при заболеваниях, требующих экстренной медпомощи), а также рожениц и родильниц при нормальных родах, недоношенных детей вместе с матерью в специализированные лечебные учреждения.

Персонал станций скорой медицинской помощи оказывает медицинскую помощь по месту вызова и в пути следования. Неотложные мероприятия, проводимые непосредственно на месте происшествия, включают оказание первой помощи, мероприятия по профилактике шока тромбоэмболий и других угрожающих жизни больного состояний и обеспечение безопасности его транспортировки в стационар. В обязанности персонала станций Скорой медицинской помощи не входит проведение экспертизы алкогольного опьянения, выдача листков нетрудоспособности, каких-либо письменных справок больным или их родственникам, составления судебно-медицинских заключений.

В системе службы Скорой медицинской помощи используется бригадный метод. Должности медперсонала выездных бригад Скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские) предусмотрены штатными нормативами для обеспечения работы в одну смену.

Для возможно более раннего оказания специализированной медпомощи непосредственно на месте происшествия и при транспортировке организованы специализированные бригады интенсивной терапии травматологические, кардиологические, психиатрические, токсикологические, педиатрические и др.

Специализированные бригады непосредственно на месте происшествия и в машине скорой помощи проводят переливание крови, остановку кровотечения, трахеотомию, искусственное дыхание, закрытый массаж сердца, шинирование и другие неотложные мероприятия, а также выполняют необходимые диагностические исследования (снятие ЭКГ, определение протромбинового индекса, длительности кровотечения и др.). Санитарный транспорт в соответствии с профилем бригады Скорой медицинской помощи оснащен необходимой диагностической, лечебно-реанимационной аппаратурой и лекарственными средствами. Расширение объема и совершенствование медицинской помощи на месте происшествия и при транспортировке увеличили возможности госпитализации ранее нетранспортабельных больных, позволили уменьшить число осложнений и смертельных исходов во время транспортировки больных и пострадавших в стационары.

В городах с населением не менее 300 тыс. жителей организуются специальные многопрофильные больницы (см. Больница), объединенные со станциями скорой медицинской помощи, в которых осуществляется лечение больных при острых заболеваниях и травмах. Это позволяет обеспечить преемственность оказания экстренной медпомощи на всех этапах.

В целях обеспечения безотказной экстренной помощи в нашей стране организуется система скорой и неотложной медпомощи с учетом догоспитального и госпитального этапов. В столичных, краевых и областных центрах организуются объединения «Скорая медицинская помощь», включающие больницу скорой медпомощи и отделение экстренной консультативной помощи. Объединение организует и оказывает средствами санитарной авиации и наземного транспорта экстренную и консультативную медпомощь населению региона.

Для улучшения организации работы станций (отделений) Скорой медицинской помощи и повышения ответственности территориальных поликлиник за оказание медпомощи прикрепленному населению создаются пункты (отделения) помощи на дому (Помощь на дому) взрослому и детскому населению в составе соответствующих поликлиник. На них возложено оказание необходимой медицинской помощи при острых заболеваниях, а также вызов по показаниям бригады Скорой медицинской помощи Штаты пунктов (отделений) формируются из расчета 11/2 вызова в 1 ч врача-терапевта и врача-педиатра; обеспечение транспортом производится из расчета 1 машина на 30 тыс. взрослого или 20 тыс. детского населения.

Повышению уровня оказания экстренной медицинской помощи населению способствует постоянное проведение анализа деятельности станций (подстанций) Скорой медицинской помощи по следующим параметрам: своевременность выполнения вызовов; качество оказанной помощи, о чем в определенной степени можно судить по отношению числа госпитализированных к общему числу доставленных в стационар, проценту расхождений диагнозов, установленных бригадой Скорой медицинской помощи и в стационаре, количеству повторных вызовов и др.; взаимосвязь с другими лечебно-профилактическими учреждениями, характеризующая уровень преемственности в оказании медпомощи.

В основу контроля качества скорой медицинской помощи лежит:

1. Определение тактики оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Основой являются «Клинико-тактические стандарты Скорой медицинской помощи», утвержденные Министерством Здравоохранения Российской Федерации.

2. Определение наиболее значимых проблем диагностики и лечения, с высоким риском смерти или инвалидизации, сложностью диагностики на догоспитальном этапе или использованием специальных методов лечения. Для этого в утвержденных «Стандартах» выделены клинико-статистические группы, с возрастанием значимости ситуации.

3. Определение индикаторов или показателей качества. Среди них выделены: 1.Оперативные показатели и 2. Показатели, характеризующие качество оказания медицинской помощи по конечному результату.

3. Установка порогов или нормативов контролируемых показателей или индикаторов.

Обычно за норматив берется средне годовой показатель на основе анализа работы станции за предыдущие годы.

4. Сбор и упорядочивание данных относящихся к индикаторам или показателям. Эти вопросы решаются экспертами и статистическим отделом станции с использованием автоматизированной системы обработки показателей качества в программном комплексе «АДИС».

5. Оценка качества экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе, базирующихся на основе утвержденных «Стандартов», с использованием специального классификатора выявленных дефектов и возможностью их автоматизированной обработки по каждому сотруднику, отдельной подстанции и станции в целом.

6. Конкретные действия или управленческие решения, предпринимаемые для устранения проблемы или дефекта, возникших при отклонении от заданных индикаторов или показателей.

Рассмотрим показатели качества скорой медицинской помощи. Выделяется 2 группы показателей. Первая группа – оперативные показатели. Это время ожидания обслуживания вызова и обеспечение повода для специализированных бригад.

Вторая группа показателей, базируется на следующих данных:

1. Анализ выездной документации: результат обслуживания вызова (больной или пострадавший оставлен на месте, госпитализирован, передан для обслуживания другой бригаде или активного посещения специализированной бригадой или врачом-экспертом), критерий оценки – соблюдение стандарта обслуживания вызова, контроль фоновый, дополнительный контроль по конкретному сотруднику, при выявленных дефектах – выход на соответствующее управленческое решение, констатация смерти до приезда бригады или при бригаде, контроль фоновый, повторный вызов в течение суток, контроль фоновый.

2. Претензии со стороны населения на качество оказания медицинской помощи. Все случаи поступления претензий фиксируются и передаются на «Комиссию по разбору жалоб» для принятия в последующем управленческих решений.

3. Претензии медицинских работников ЛПУ города на работу выездных бригад СМП. Все случаи претензий фиксируются и в зависимости от их характера передаются для разбора на ЛЭК или «Комиссию по разбору жалоб» для принятия в последующем управленческих решений. 

4. Расхождение диагнозов по направлению бригад СМП с приемными отделениями

стационаров и по отрывным талонам Ф-114у. Норматив – среднегодовой показатель, контроль фоновый: по расхождению диагнозов с приемными покоями за сутки, месяц, год, по отрывным талонам Ф-114у за 3 месяца, 6 месяцев, год. Оценке подлежат отдельные сотрудники, подстанции, станция в целом. Выделяются нозологические единицы с грубыми диагностическими ошибками.

5. Расхождение патологоанатомических диагнозов с направительными диагнозами СМП, а так же анализ досуточной летальности по данным стационаров. Норматив – среднегодовой показатель, контроль фоновый – 1 раз в месяц, год.

Таким образом, качество скорой медицинской помощи означает степень совершенства, это сложный, динамический процесс и качество нужно обсуждать не после наших действий, а до их начала, его необходимо планировать, перейти от контроля отдельных составляющих лечебно-диагностический процесс, к системе непрерывного улучшений работы отдельного врача, выездной бригады, подстанции и станции в целом.

Вот пример, неквалифицированно оказанной Скорой  медицинской помощи:

Двадцатилетняя девушка вызывает скорую помощь из-за сильных болей в области межреберья слева. Врач скорой помощи, поверхностно осмотрев пациентку, поставил ей диагноз межреберной невралгии и рекомендовал вызвать участкового терапевта на следующий день. В виду явно немощного состояния больной родственники вызывают участкового врача на дом. Участковый терапевт, не раздевая больную, соглашается с диагнозом коллеги и советует при ухудшении самочувствия вызывать скорую медицинскую помощь. В последующие три дня по очереди больную посещал врач бригады скорой помощи и участковый терапевт. На четвертый день больная погибла от крупозной пневмонии.

Институт Профилактики оказывает услуги по вневедомственному контролю качества скорой  медицинской помощи. Опытные врачи, имеющие специализацию по скорой  медицинской помощи выявят некачественно оказанную медицинскую помощь. Так же Вы можете получить квалифицированную юридическую консультацию по вопросам некачественно оказанной медицинской помощи.