Контроль качества медицинской помощи в г.Санкт-Петербург

На протяжении последних лет в Санкт-Петербурге проводится совместная работа органов законодательной и исполнительной власти, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, страховых медицинских организаций , профессионального медицинского сообщества по созданию единой системы управления качеством медицинской помощи.

Основные направления работы по созданию единой системы управления качеством медицинской помощи следующие (определены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 № 730 “О создании единой системы управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге”):
•разработка документов по управлению качеством медицинской помощи;
•формирование служб качества медицинской помощи;
•внедрение современной информационно-аналитической технологии в систему управления качеством медицинской помощи;
•внедрение механизмов стимулирования деятельности по обеспечению качества медицинской помощи.

Первого января 2009 г. вступил в силу закон Санкт-Петербурга “О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге” от 22.12.2008 № 750-142, которым установлены полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга, и изложены принципы осуществления государственной политики в области контроля качеством медицинской помощи, определены права и обязанности инициаторов, исполнителей контроля качеством медицинской помощи, а также контролируемых лиц. Законом установлено, что функции исполнителя внутреннего контроля качеством медицинской помощи в медицинских учреждениях и СМО выполняет служба (отдел) качеством медицинской помощи.

В результате обеспечена возможность создания устойчивых связей в виде норм, правил, договоров, соглашений, гарантирующих эффективное взаимодействие основных участников системы управления качеством медицинской помощи: Комитета по здравоохранению, администрации районов, Территориального фонда ОМС, медицинских учреждений.

Для того чтобы система управления качеством медицинской помощи эффективно функционировала, в медицинских учреждениях и СМО были сформированы службы контроля качества медицинской помощи, предназначенные для организации и осуществления планомерных работ по непрерывному улучшению качества. К главным задачам службы контроля качества медицинской помощи относятся:
•организация и осуществление деятельности по экспертизе качествоа медицинской помощи;
•подготовка проектов управленческих решений по улучшению качества медицинской помощи;
•организация информационного обмена;
•формирование отчетности.

В состав службы контроля качества медицинской помощи в медицинском учреждении входят: заместители руководителя медицинского учреждения, руководители структурных подразделений, отдел контроля качества медицинской помощи, врачи, включенные в регистр экспертов контроля качества медицинской помощи медицинского учреждения. В состав службы контроля качества медицинской помощи в СМО входят отделы/секторы экспертизы качества медицинской помощи и медико-экономической экспертизы. Непосредственную деятельность по экспертизе качества медицинской помощи осуществляют внештатные эксперты, включенные в регистр внештатных экспертов контроля качества медицинской помощи.

Для мониторирования работ по созданию, развитию служб контроля качества медицинской помощи, а также оценки их эффективности Комитетом по здравоохранению и Территориальным фондом ОМС внедрены специальные отчетные формы: Паспорт службы управления качества медицинской помощи медицинского учреждения (приложение) и Паспорт службы контроля качества медицинской помощи СМО (далее – Паспорт). С использованием отчетных данных, содержащихся в Паспорте, осуществляется оценка структурных составляющих службы качеством медицинской помощи (наличие локальных нормативных документов, обученных специалистов, информационно-аналитической технологии экспертизы качеством медицинской помощи), процессов ее деятельности (количество экспертиз качества медицинской помощи по жалобам, тематических экспертиз, др.), а также результатов (управленческие решения по улучшению качества медицинской помощи).

Применение согласованных подходов к созданию служб контроля качества медицинской помощи в учреждениях и организациях систем здравоохранения и ОМС позволило усовершенствовать формы взаимодействия СМО и медицинских учреждений по экспертизе и управлению качества медицинской помощи. Во всех 18 районах Санкт-Петербурга созданы координационные советы по управлению качества медицинской помощи, в состав которых включены ответственные по качеством медицинской помощи районов1, начальники служб контроля качества медицинской помощи медицинских учреждений, подведомственных администрации районов, а также начальники служб контроля качества медицинской помощи СМО, осуществляющих страхование неработающего населения. К новым формам организации взаимодействия администрации районов и СМО можно также отнести заключение соглашений о совместной деятельности по созданию систем управления качеством медицинской помощи в районах, утверждение планов совместных мероприятий.

Одной из основных задач при создании единой системы управления качеством медицинской помощи определено внедрение общей для систем здравоохранения и ОМС информационно-аналитической технологии экспертизы качества медицинской помощи. По результатам предшествующей апробации в Санкт-Петербурге, а так- же с учетом опыта других регионов РФ. (АТЭ качества медицинской помощи включает основные понятия и формализованный язык экспертизы качества медицинской помощи, количественные показатели качества медицинской помощи, комплекс правил, методов, методических приемов организации, проведения, статистического анализа результатов экспертизы качества медицинской помощи, а также программные средства, обеспечивающие возможность формирования экспертных протоколов и проведения статистического анализа экспертных данных. Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи с использованием АТЭ качества медицинской помощи представлен в Методических реко- мендациях о порядке проведения экспертизы качеством медицинской помощи в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга, разработанных кафедрой организации здравоохранения и управления качеством медицинской помощи Санкт- Петербургской медицинской академии им. И.И. Мечникова и утвержденных распоряжением Комитета по здравоохранению правительства Санкт- Петербурга от 04.10.2007 № 507-р. Поскольку метод АТЭ качества медицинской помощи может применяться для сбора и обобщения экспертных данных вне зависимости от вида медицинской помощи и места ее оказания, его внедрение позволило приступить к формированию банка данных о качестве медицинской помощи в городе, проводить сравнительный анализ показателей качеством медицинской помощи приразных заболеваниях в различных медицинских учреждениях. Так, например, по результатам сравнительного анализа показателей качества медицинской помощи было установлено, что в первоочередном улучшении качества медицинской помощи нуждаются пациенты лечебных учреждений кардиологического и неврологического профиля. Ценность результатов каждой тематической экспертизы качества медицинской помощи состоит в получении обоснованной информации о типичных, систематических ошибках, допускаемых врачами при обследовании, установлении диагноза, назначении лечения, а также о негативных следствиях этих ошибок для основных компонентов качества медицинской помощи (правильность выполнения медицинских технологий, риск для пациента, оптимальность использования ресурсов здравоохранения и ОМС).

Изучением, выявлением, анализом ошибок врачей медицина развитых стран занималась всегда. Однако при создании системы управления качества медицинской помощи задача становится более глобальной: не просто обнаружить и предупредить возникновение отдельных ошибок, а создать систему мониторирования и непрерывного улучшения качества медицинской помощи с применением методов статистического управления качеством процессов.

Внедрение механизмов стимулирования деятельности по обеспечению качества медицинской помощи не случайно отнесено к основным направлениям создания единой си- стемы управления качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге. Наличие или отсутствие мотивации руководителей и исполнителей к выполнению какого-либо вида деятельности существенным образом сказывается на ее результативности. На начальном этапе создания единой системы управления качества медицинской помощи в Санкт- Петербурге основное внимание было уделено разработке и внедрению не- материальных способов стимулирования, направленных на формирование у руководителей мотивации к организации и осуществлению планомерных работ по экспертизе и управлению качеством медицинской помощи. В системе ОМС Санкт-Петербурга, начиная с 2007 г., на основе утвержденных Территориальным фондом ОМС форм отчетности осуществляется интегрированная оценка показателей деятельности СМО по экспертизе качества медицинской помощи, медико-экономической экспертизе, защите прав застрахованных граждан; определяется рейтинг СМО по каждому направлению работы. Информация о рейтинге СМО ежеквартально размещается на портале Территориального фонда ОМС и в газете “Социальная политика”, доступных для граждан и страхователей, что обеспечивает условия для обоснованной реализации их права на выбор СМО. Начиная с 2009 г., для активизации участия СМО в управлении качества медицинской помощи, при оценке деятельности служб контроля качества медицинской помощи учитывается степень участия СМО в подготовке управленческих решений по улучшению качества медицинской помощи в медицинских учреждениях, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС Санкт-Петербург .

В результате проводимых мероприятий планируется достичь системного улучшения качества медицинской помощи в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга, создания условий для реализации прав граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества и гарантированного объема, оптимизации расходования средств на оплату медицинских услуг, уменьшения социальной напряженности в обществе.