Контроль качества хирургической помощи

Хирургическая помощь - один из основных видов специализированной медицинской помощи в системе лечебно-профилактической помощи  населению; оказывается врачами-специалистами, подготовленными в области диагностики и хирургического лечения болезней и травм. Подразделяется на общехирургическую помощь и узкоспециализированные виды — нейрохирургическую помощь (Нейрохирургическая помощь), ортопедическую помощь (Ортопедическая помощь), травматологическую помощь (Травматологическая помощь), проктологическую помощь (Проктологическая помощь) и др.

Общехирургическую амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в Амбулаториях, Поликлиниках, медико-санитарных частях. В этих учреждениях проводят, как правило, несложные плановые хирургические вмешательства, определенные экстренные хирургические мероприятия при острых заболеваниях и травмах (например, вправления вывихов), раннее выявление больных, требующих стационарного хирургического лечения, и подготовку больных к госпитализации.

Ведущим звеном в системе догоспитальной хирургической помощи является хирургический кабинет (отделение) поликлиники. В поликлиниках, где имеется не менее 6 должностей врачей-хирургов, организуется отделение, а при их меньшем количестве — хирургический кабинет. Состав помещений хирургического кабинета (отделения) зависит от пропускной способности поликлиники, но обязательно должен включать, кроме кабинета приема, процедурную, предоперационную, операционную, чистую и гнойную перевязочные.

Стационарная хирургическая помощь оказывается в специализированных отделениях хирургического профиля больниц, в клиниках мединститутов и специализированных НИИ. На базе узкоспециализированных хирургических отделений, клиник в республиках, областях, краях, крупных городах создаются специализированные центры (кардиохирургии, микрохирургии, лазерной хирургии, гипербарической оксигенации и др.), выполняющие организационно методические и лечебно-консультативные функции по данной специальности на прикрепленной территории.

#G0Основные дефекты оказания хирургической помощи, выявляемые при вневедомственном контроле качества медицинской помощи:

- невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.);

- необоснованное (без достаточных показаний или при наличии противопоказаний) проведение диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболевания или удлинению сроков лечения.

Нарушения в работе медицинских учреждений, наносящие ущерб здоровью пациентов:

- заболевания (травмы, ожоги) и осложнения, возникшие в период пребывания пациента в медицинском учреждении по вине медицинских работников, потребовавшие оказания дополнительных медицинских услуг, в том числе:

- внутрибольничное инфицирование, связанное с неправильными действиями медицинского персонала;

- осложнения после операций, инструментальных вмешательств, инфузий, связанные с дефектами их выполнения или недоучетом противопоказаний.

Технический дефект хирургической операции в виде интраоперационного оставления инородных тел остается нередким и случается повсеместно, даже в высокоспециализированных лечебных учреждениях.  Среди обнаруженных инородных тел чаще всего встречаются марлевые салфетки /тампоны/ – в 86,6 % случаев, значительно реже другие инородные тела: фрагменты хирургических игл, дренажные трубки и так далее. Чаще инородные тела обнаруживают в брюшной полости – 40 %, реже в плевральной полости –33,3 %, полости перикарда – 20 %, полости черепа, - 6,7 %. В 12,9 % случаев инородные тела были выявлены при жизни больного /при повторной операции/ и в 87,1 % – при патологоанатомическом или судебно-медицинском исследовании трупа.

Преждевременное прекращение лечения, приведшее к ухудшению состояния больного, развитию осложнения, обострению, утяжелению течения заболевания (кроме документально оформленных случаев прекращения лечения по инициативе пациента или его родственников), в том числе:

- преждевременная выписка больного, повлекшая повторную госпитализацию или удлинение периода реконвалесценции или хронизацию заболевания или другие неблагоприятные последствия;

- преждевременное прекращение врачебного наблюдения в амбулаторных условиях.
Вот пример, неквалифицированно оказанной медицинской помощи:

Пожилому больному была сделана операция по поводу кисты левой почки. Спустя несколько лет у него появились боли в области послеоперационного рубца, локальное выпячивание, в средней части рубца образовался свищ. Лечился амбулаторно более месяца. На одной из перевязок из области свища выделилось 2 фрагмента резиновых трубок. Больной был направлен на стационарное лечение. В хирургическом отделении стационара произведена, операция, в ходе которой из левой околопочечной области удалено еще два фрагмента резиновых трубок длиной по 5 см. каждый. Больной находился на стационарном лечении 3 недели и выписан с выздоровлением.

Институт Профилактики оказывает услуги по вневедомственному контролю качества хирургической медицинской помощи. Опытные врачи, имеющие специализацию по хирургии выявят некачественно оказанную медицинскую помощь. Так же Вы можете получить квалифицированную юридическую консультацию.